+7 (495) 480-65-89
info@anoresurs.ru

Каковы профессиональные критерии для ГИПов и ГАПов?

Этот вопрос стал ключевым в дискуссии, состоявшейся на круглом столе «Профессиональная подготовка специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (ГИПов и ГАПов)». Мероприятие прошло 29 августа в Доме архитектора. Модератором выступил вице-президент НОПРИЗ, член Совета НОПРИЗ, Координатор нацобъединения по городу Москве Алексей Воронцов. Сомодератором круглого стола был вице-президент НОПРИЗ, член Совета, заместитель Координатора по городу Москве Азарий Лапидус. В мероприятии также участвовали члены Совета НОПРИЗ Юлия Илюнина и Игорь Мещерин, советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина.

Алексей Воронцов зачитал приветствие президента НОПРИЗ Михаила Посохина участникам круглого стола, в котором, в частности, указывается: «Современный мир становится все более комфортным для потребителя и одновременно более сложным с точки зрения технологий. Сложнее становятся объекты строительства, и процесс проектирования кардинально изменился даже за последнее десятилетие. В этих условиях вопросы профессиональной подготовки специалистов, отвечающих за процесс проектирования, встают особенно остро».

Однако сейчас, указывается в приветствии президента НОПРИЗ, когда перед строительной отраслью поставлены задачи глобального реформирования: меняется система ценообразования, технологии информационного моделирования стали ежедневной реальностью, наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить качество профессиональной подготовки специалистов, работающих на уровне принятия решений.

Новые технологии проектирования, цифровизация всего процесса являются вспомогательными средствами, главными остаются Главные архитекторы и Главные инженеры проектов, убежден Михаил Посохин.

Кроме того, в обязанности ГИПов и ГАПов входят знания перспектив развития соответствующей отрасли экономики, науки и техники, организации, планирования и экономики проектирования и инженерных изысканий, современные ГИПы и ГАПы должны в полной мере владеть всем арсеналом современных технологий информационного моделирования как инструментом, необходимым для творческого процесса, который никакая программа заменить не может.

Большое значение имеет и подготовка в освоении законодательной базы, технических нормативов и сводов правил, знание которых является залогом успешной реализации любого проекта, указывается в приветствии Михаила Посохина.

С докладом «Формирование критериев оценки уровня профессиональной подготовки специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования» выступил кандидат технических наук, доцент, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский институт проектирования, технологии и экспертизы строительства» Дмитрий Топчий.

По мнению докладчика, в определении профессиональных критериев ГИПов и ГАПов нельзя руководствоваться только профильным образованием. Современные ГИПы и ГАПы сегодня обладают большими функциональными полномочиями, но одновременно наделены немалой долей ответственности за организацию и проведение строительного процесса, а также эксплуатацию возведенных объектов.

Такие специалисты — это, прежде всего, симбиоз знаний, практики, опыта. Докладчик привел комичный случай из своей профессиональной деятельности, когда в портфолио одного из претендентов значилось сорок тысяч площадей возведенных объектов, а по факту эти здания оказались незатейливыми, с точки зрения проектирования, дачными домиками. По формальным признакам формировать послужные списки ГИПов и ГАПов недопустимо, подчеркнул Дмитрий Топчий.

Он также отметил, что именно компетенциями ГИПов и ГАПов во многом определяется эффективность организации строительного процесса в целом, и поэтому сегодня уже не достаточно квалифицированно «читать» чертежи, а необходимо умение увязать между собой архитектурные и инженерные решения объекта с другими важными показателями. По мнению докладчика, региональный опыт не является показателем универсальности специалиста, с чем не согласился Азарий Лапидус, который рассказал об основных требованиях к специалистам в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования».

Он, в частности, уточнил, какие критерии предъявляются к ГИПам и ГАПам, а также рассказал о работе над Национальным реестром специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Докладчик обратил особое внимание на формирование профессиональных и квалификационных стандартов и организацию профессиональной оценки квалификации специалистов в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Алексей Воронцов добавил, что при разработке норм, определяющих правовое положение архитектора, следует исходить из того, что вопросы защиты профессии архитектора, его профессионального титула (статуса), требования к профессиональному образованию, опыту работы, квалификационному экзамену, обязательное страхование профессиональной ответственности, непрерывное профессиональное развитие и дисциплинарная ответственность через членство в профессиональной организации — все это в совокупности представляет собой «золотой стандарт» практики регулирования профессионального статуса архитектора в развитых странах мира.
Он также напомнил, что регулирование правового положения архитектора в Российской Федерации должно определять следующие общие условия приобретения (получения) титула (статуса) архитектора, или, иными словами, права на профессиональную деятельность в области архитектуры. В их числе следующие: наличие высшего архитектурного профессионального образования, полученного по имеющей государственную и профессионально-общественную аккредитации образовательной программе; наличие стажа работы по архитектурной специальности; прохождение профессиональной стажировки (интернатуры); прохождение квалификационного экзамена.

В качестве одного из возможных эффективных путей подготовки компетентных ГИПов и ГАПов Азарий Лапидус предложил разработать такие образовательные программы, которые предусматривали бы непрерывный процесс подготовки специалистов на протяжении длительного практического, после чего они смогут стать ГИПами и ГАПами не по формальному признаку, а обладая необходимыми компетенциями. Этот процесс может занять до 10 лет, но оно того стоит, подчеркнул докладчик.

Алексей Воронцов считает необходимым дополнить критерии оценки ГИПов и ГАПов профессиональными рекомендациями, пояснив, что репутационный фактор в интеллектуальных профессиях, к которым относятся архитекторы и инженеры, у заказчиков должен стать главной мотивацией выбора исполнителя.

Игорь Мещерин выступил с докладом «Главный инженер проекта как основной фактор обеспечения надежности и экономической эффективности проектов производственного назначения».

Он отметил, что большинство магистратов работают, и зачастую им просто некогда учиться.

После перехода на болонскую систему высшая школа выпускает бакалавров и магистров, а механизм присвоения квалификации «инженер» отсутствует, считает докладчик. Он также сказал, что функции российского и европейского инженера категорически не совпадают. Инженеры входят в категорию инжиниринга, и именно эти критерии должны определять функциональное содержание инженеров-проектировщиков, убежден Игорь Мещерин.

Докладчик также уточнил, что до настоящего времени нет закона, регламентирующего инженерную деятельность. Ни плохого, ни хорошего — нет никакого. Он также поднял вопрос о внедрении новых технологий на стадии создания проекта в строительстве, напомнив, что информационное моделирование в строительство равно проектированию. Так было еще до египетских пирамид и остается до настоящего времени.

С одной стороны, государство наращивает строгость, но парадокс ситуации состоит в том, что в существующем виде понятие ГИПов и ГАПов не подразумевает унифицированных стандартов и больше напоминает «испарившееся содержимое». Задача состоит в том, чтобы наполнить эти ключевые фигуры строительного процесса тем функционалом, который соответствует их практической деятельности, сказал докладчик.

Алексей Воронцов дополнил: «Профессиональное сообщество призвано обеспечить профессиональное проектирование, грамотный контроль и качественное сопровождение проектировщиком строительного объекта».

Он также напомнил участникам круглого стола, что согласованная Минстроем России Концепция закона «Об архитектуре» («Архитектурной деятельности») относительно условий и порядка получения (приобретения) титула (статуса) архитектора предусматривает такой порядок подтверждения профессиональной квалификации архитекторов, который содержит более высокий уровень гарантий их профессионализма, нежели установленный Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

По мнению Алексея Воронцова, противоречия между общим порядком подтверждения квалификаций, направленным на структурирование квалификаций работников массовых видов деятельности на рынке труда, с одной стороны, и особым порядком приобретения титула (статуса) архитектора и права на оказание профессиональных услуг в области архитектуры, сложившимся в мировой практике и требующим применения и в России, объективно имеют место, но не является неустранимыми на практике.

В переходный период реализации Концепции система оценки квалификации архитекторов может формироваться на основе инструментов, создаваемых Национальным объединением изыскателей и проектировщиков.

С учетом данного обстоятельства создаваемая система центров оценки квалификаций (ЦОК) и Национальный реестр специалистов в области организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования могут рассматриваться в качестве организационно-технологической платформы будущей системы регулирования профессии архитектора, предлагаемой в настоящей Концепции, и может стать первым шагом в процессе ее поэтапной реализации в части формирования системы профессиональных квалификаций в архитектуре.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, определяется как процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта и квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).
Установленная вышеуказанным законом процедура подтверждения соответствия квалификации центром оценки квалификаций решает существенно меньший объем задач, чем сложившаяся в развитых странах мира признанная международная практика подтверждения соответствия квалификации архитекторов, поэтапную гармонизацию с которой предусматривает настоящая Концепция.

По мнению докладчика, этот процесс предусматривает поэтапный переход от плоской одноуровневой системы получения работником свидетельства о квалификации в работающем по типовым правилам центре оценки квалификаций к развитой и гармоничной многоуровневой системе профессионального регулирования архитекторов, представляющей собой сложную комбинацию из требований к профессиональному образованию, практической подготовке, профессиональному развитию, страхованию профессиональной ответственности, полностью совместимой с системами регулирования профессиональной деятельности архитекторов, действующими в развитых странах мира.

Юлия Илюнина предложила разработать профессиональные стандарты для ГИПов и ГАПов, уточнив, что нормативная база для этого готова, надо внимательно ее посмотреть и расписать механизм, как этим пользоваться.

Наши клиенты

7 ПРИЧИН ВЫБРАТЬ НАС

Более 500 учебных программ.
Возможность разработки новых программ обучения под запрос.

Гибкая ценовая политика — стоимость обучения средняя по рынку.
Никаких переплат.

Успеем вовремя. Срок изготовления документов от 3-х дней.

Доставка за наш счет. Документы не потеряются на почте.
Курьерская служба доставит документы быстро, вовремя и с гарантией.

Соответствие образовательных программ профстандартам, а также федеральным государственным требованиям.

Использование современных дистанционных образовательных технологий, экономящих время и ресурсы.

Гарантированно превосходный сервис, за каждым из слушателей закрепляется персональный менеджер.

Что необходимо для начала обучения

1. Выбрать программу

2. Заполнить заявку

3. Оплатить обучение

4. Получить документы

Наши компетенции за 20 лет работы

  • Более 3 000 обученных сотрудников
  • Более 1000 постоянных клиентов
  • Более 500 программ
  • Более 400 лет коллективного опыта сотрудников